История гражданской обороны
В России (СССР) проблемы защиты населения и территорий от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, впервые на государственный уровень были подняты сразу после гражданской войны, что было вызвано появлением, а затем бурным развитием авиации и ростом ее возможностей по нанесению ударов по тыловым объектам страны
Решение этих вопросов было возложено на местную систему противовоздушной обороны. 4 октября 1932 года Советом Народных Комиссаров было утверждено “Положение о противовоздушной обороне территорий СССР”, Своевременное создание МПВО обеспечило в годы Великой Отечественной войны успешную защиту населения и создание условий для функционирования объектов народного хозяйства.
Во время войны и в послевоенный восстановительный период силы МПВО не только успешно спасали население во время авиационных и артиллерийских ударов противника, разбирали завалы, осуществляли первичное жизнеобеспечение населения, обезвреживали неразорвавшиеся авиабомбы и снаряды, разминировали здания и сооружения, но восстанавливали водопровод и канализацию, линии связи и электроснабжения, железные и шоссейные дороги, мосты и эстакады, промышленные и жилые здания, сооружения, командные пункты и другие важные гражданские объекты
Появление ядерного оружия, создание ракетных средств его доставки потребовали коренных изменений военных доктрин ядерных стран. Проблема защиты населения и территорий от оружия массового поражения приобрела при этом особую остроту и важность. Наступил новый этап развития системы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций военного характера, обусловленный появлением нового оружия, новых способов и средств защиты от него. В связи с этим в 1961 году МПВО была преобразована в гражданскую оборону.
В 80-е годы несколько уменьшилась международная напряженность, но стали быстро накапливаться проблемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Это было обусловлено значительным ростом в последние десятилетия количества и масштабов возникающих чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по своим последствиям сопоставимых в ряде случаев с последствиями военно-политических конфликтов, когда для их ликвидации требовалось сосредоточение усилий всего государства, а в некоторых случаях — помощь со стороны мирового сообщества.
В середине 1989 года Верховным Советом СССР было принято решение о создании в структуре Правительства СССР специального органа — Государственной комиссии Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям, а 15 декабря 1990 г. постановлением Совета Министров СССР создается Государственная система по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях, которая объединила органы управления, силы и средства, в компетенцию которых входили задачи по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Созданные комиссия и система существовали до распада СССР.
Этим фактически было положено начало существованию в стране двух систем, одна из которых решала задачи защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций военного характера, вторая — от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного 'характера.
17 июля 1990 года Президиумом Верховного Совета РСФСР было принято 1 постановление “Об образовании Российского корпуса спасателей”; Реализуя это постановление. Совет Министров РСФСР в целях радикального улучшения работы по защите населения и народнохозяйственных объектов при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, придания этой работе общенациональной значимости, возведения ее на уровень государственной политики постановлением от 27 декабря 1990 г. № 606 образовал Российский корпус спасателей на правах Государственного комитета РСФСР. Эта дата и стала датой создания МЧС России.
Однако уже первые месяцы деятельности Российского корпуса спасателей показали трудности его функционирования как государственно-общественной организации, недостаток полномочий для качественного выполнения возложенных на него задач. В связи с этим постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 июля 1991 г. № 1617-1 Российский корпус спасателей был преобразован в Государственный комитет РСФСР по чрезвычайным ситуациям (ГКЧС РСФСР).
В ноябре 1991 года Указом Президента РСФСР (№ 221 от 19 ноября) ГКЧС РСФСР был вновь реорганизован. На базе Госкомитета и Штаба гражданской обороны РСФСР был создан Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при Президенте РСФСР, который после еще ряда преобразований в 1994 году был реорганизован в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Характерной особенностью последних лет МЧС является существенное его реформирование, связанное с тем, что в наши ряды в соответствии с Указом Президента РФ от 9 ноября 2001года влился большой коллектив ГПС с ее объемными задачами и большими проблемами.
Указом Президента Р.Ф. №991 от 28.08.03г., постановлением Правительства Р.Ф. №47 от 6.02.04г. “О Государственной инспекции маломерных судов” ГИМС также вошел в систему министерства.
5 января 2004 года Президент РФ утвердил “Основы единой государственной политики в области гражданской обороны на период до 2010 года”, в которых определены концептуальные положения подготовки государства к ведению гражданской обороны.
В рамках данного документа в МЧС и сегодня происходят изменения, так как вызовы современного мира в виде постоянно вспыхивающих локальных войн и международного терроризма, появление оружия нового поколения и возрастание техногенных угроз ставят Гражданскую оборону страны в первый эшелон борьбы за безопасность нашей жизни.
Сегодня подразделения министерства действуют на территории всех регионов страны.
Становление МЧС в Рязанской области проходило по теме же ступеням что и по всей стране.
Главное управление МЧС России по Рязанской области ведет свою историю с 3 октября 1937г. когда была создан штаб МПВО Рязанской области.
За время существования подразделение неоднократно реформировалось и претерпевало значительные изменения. После многократных реформирований с 1.01.2005 г. Приказом МЧС от 26.10.2004 г. № 487 «О мероприятиях по созданию территориальных органах министерства РФ по делам ГО, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий – органов специально уполномоченных решать задачи ГО и задачи по предупреждению и ликвидации ЧС по субъектам РФ», Главное управление по делам ГО и ЧС Рязанской области реорганизуется в Главное управление МЧС России по Рязанской области.
Главное управление МЧС России по Рязанской области на сегодняшний день играет одну из главных ролей в жизни региона, имеет свои силы и средства, и решает важные задачи по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Сегодня, когда в мире складывается сложная ситуация, связанная с техногенными и природными катастрофами, невозможно себе представить, как удавалось бы ликвидировать их последствия без подразделений чрезвычайного ведомства. Конечно, успешная работа подразделений зависит от того, как осуществляется общее руководство на территории региона. В 1989 областной штаб гражданской обороны возглавил Полковник Продан Валентин Леонтьевич, в 1993 году, когда он ушёл в запас, на его место был назначен полковник Миронов Виктор Иванович, исполнявший обязанности начальника областного штаба до 1996 года. С 1996 по 1999 г.г. главным управлением по делам ГО и ЧС Рязанской области руководил полковник Филин Игорь Юрьевич. В 1999 г. Его сменил полковник Шмидт Геннадий Викторович, а 2004 г. начальником становится полковник Курганов Александр Николаевич. С 2005 по 2014 годы начальником был генерал-майор внутренней службы Никифоров Олег Михайлович. В настоящее время начальником Главного управления МЧС России по Рязанской области является полковник внутренней службы Филиппов Сергей Иванович.
Наиболее значимый период в жизни Министерства начался в 1997 году. Именно тогда на основании Федерального закона «О статусе спасателей и спасательных формирований» Постановлением Главы администрации Рязанской области 12 сентября 1997 г. была создана поисково-спасательная служба главного управления ГО и ЧС региона. В течение лета 1997 года первые 10 спасателей, а также начальник службы Шабанов Василий Николаевич прошли специальную подготовку.
12 сентября 1997 года поисково-спасательная служба и 10 спасателей аттестованы на ведение поисково-спасательных работ административно-территориальной аттестационной комиссией Рязанской области и допущены к спасательным работам. Техническое оснащение было минимальным: аптечка, лебедка, обычные инструменты и альпинистское снаряжение, но всеми двигало огромное желание работать. Поисково Спасательная Служба организует и проводит работы по ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий. После того как люди узнали о существовании спасателей все чаще силы ППС стали привлекаться к ликвидации различного рода чрезвычайных ситуаций и аварий. Большинство из этих выездов и тогда и сегодня связаны с оказанием помощи населению по открытию захлопнувшихся, заклинивших или по другим причинам не открывающихся дверей. Эта работа может показаться человеку не знающему банальной, но благодаря тому, что вовремя была открыта дверь, удается спасать людей, предотвращать возникновения пожаров, затопление квартир. Одним из наиболее сложных и ответственных заданий для сотрудников областной ПСС стала ликвидация последствий авиакатастрофы самолета Ту-134А в Кимовском районе Тульской области. В 2006г. произошла страшная авария, когда на рейсовый автобус упал станок. Спасатели одними из первых прибыли на помощь раненым пассажирам: они освобождали пострадавших из-под груды метала, оказывали первую доврачебную помощь. Тогда погибли 6 человек, пострадало более 36 человек и во многом благодаря спасателям многие из них остались живы.
В результате взрыва в 2007г. практически полностью был разрушен один подъезд двухэтажного здания в рабочем поселке Сараи. Погибли пять человек в том числе один ребенок и беременная женщина. На помощь людям снова пришли спасатели.
В год на территории Рязанской области происходит около 2, 5 тыс. пожаров. Материальный ущерб от которых исчисляется миллионами рублей. Одной из главных задач государства является защита людей и их материальных ценностей от огня. Во многом именно поэтому характерной особенностью последних лет для МЧС является существенное его реформирование, связанное в основном с тем, что в ряды министерства влился большой коллектив Государственной противопожарной службы с ее объемными задачами. Пожарная охрана России прошла славный и долгий путь исторического развития. Истоки ее становления берут свое начало со второй половины ХV века с образования в России государственных учреждений, когда появляются первые нормативные акты, касающиеся сбережения от огня. Одним из них является наказ «О градском благочинии», утвержденный царем Алексеем Михайловичем Романовым 30 апреля 1469 года, который устанавливал основные принципы организации профессиональной пожарной охраны в городах Российского государства, а также ответственность должностных лиц за пожарную безопасность. Эта дата подписания наказа и является теперь днем создания пожарной охраны России. Все наиболее важные периоды в жизни областного пожарного подразделения можно узнать в музее Главного управления МЧС России по Рязанской области.
В 2007гогду в лесах области в августе – сентябре на сложилась сложная обстановка с лесоторфяными пожарами. Для тушения пожаров на территории Клепиковского и Рязанского муниципальных районов были привлечены силы практически со всех субъектов Центрального федерального округа, а также подразделения спасательных центров и учебных заведений МЧС России. Группировка сил, участвующих в тушении пожаров составила около 1200 человек личного состава и 330 единиц пожарной и специальной техники. В ликвидации очагов возгорания и проведения разведки были задействованы самолеты и вертолеты МЧС России. Значительный ущерб нанесен тысячам гектаров леса.
С 1-го декабря 2003 года в Рязани начала работу единая диспетчерская служба спасения 01. Теперь не нужно знать множество телефонных номеров экстренных служб. Достаточно позвонить по давно известному всем номеру 01 для того, чтобы вызвать пожарных, спасателей, спасателей на воде и специалистов других служб.
Практика показывает, что большинство звонков поступающих в единую диспетчерскую службу связано с необходимостью помощи пожарных. Поэтому личный состав пожарных частей постоянно находится в состоянии готовности прийти на помощь. Для этого регулярно проводятся практические тренировки и теоретические занятия. Кроме того, элементы мастерства стали настолько отточенными, что появился даже пожарно-спасательный спорт. Рязанская область дала России много выдающихся спортсменов, чемпионов в этом виде спорта различного уровня. В прошлом году в Рязани в очередной раз прошёл чемпионат МЧС по ПСС. В настоящий момент подразделения пожарной охраны оснащены всем необходимым пожарным и спасательным оборудованием. Все сотрудники прошли дополнительную подготовку на право ведения спасательных работ. В результате пожарные спасают от огня и сотни бесценных человеческих жизней и материальные ценности.
Огромное внимание сегодня уделяется профилактике пожаров. Поскольку легче предотвратить возможное возгорание, чем потом бороться с масштабным пожаром. Для этого инспекторы Государственного пожарного надзора регулярно проверяют предприятия, жилые дома, чтобы соблюдались все требования предъявляемые к пожарной безопасности. Все материалы, которые сегодня используются при строительстве, проходят тщательную проверку в исследовательской пожарной лаборатории на их огнеустойчивость. Без результатов такой экспертизы предприниматель не получит разрешения на строительство или работу с сомнительными материалами.
В период экономического развития все чаще помощь требуется не только на земле, но и на водоемах области. Поэтому логичным стало присоединение к МЧС Государственной инспекции по маломерным судам
Указом Президента РФ от 28.04.2003 г. № 991 «О совершенствовании единой Государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС» и Постановлением Правительства РФ от 6.02.2004 г. № 47 «О Государственной инспекции по маломерным судам РФ» ГИМС включен в состав ГУ ГОЧС.
После присоединения ГИМС Рязанской области продолжала выполнять свои задачи, осуществляя надзор на территории Рязанской области за пользованием поднадзорными судами, базами для их стоянок, укрепления правопорядка на водоемах, охрану жизни людей на воде и другие.
Для обеспечения безопасности на водоемах в структуру ГИМС входит 10 спасательных станций.
ГИМС Рязанской области постоянно проводит работу по охране окружающей среды на водоемах области. Совместно с ГУПР, Госинспекцией рыбоохраны, Госохотинспекцией, Областным обществом охотников и самостоятельно проводит рейды и патрулирования.
Природные катаклизмы и техногенные аварии стали все более частыми событиями нашей жизни. Военные конфликты и террористические акты уносят сотни жизней ни в чем не повинных людей. Государство не в силах обеспечить достаточную безопасность граждан России без их собственного активного участия.
Сегодня из многих вышеперечисленных бед невредимым имеет наибольшие шансы выйти человек, подготовленный всесторонне и индивидуально, и не только сам спастись, но и оказать квалифицированную помощь ближним.
Поэтому подготовка, обучение и патриотическое воспитание населения- одна из основных задач главного управления МЧС. В этой области тоже сделано немало. В целях патриотического воспитания школьников, способных смело, грамотно и уверенно действовать в любых чрезвычайных ситуациях, популяризации спасательного дела и МЧС России под руководством главного управления области на территории региона создано четыре профильных класса «Юный спасатель». Учащиеся профильных классов изучают основы спасательного дела, правила поведения в экстремальных условиях, учатся оказывать первую медицинскую помощь. Своё мастерство они показывают на различных соревнованиях в рамках Всероссийского детско–юношеского общественного движения «Школа безопасности». Юные спасатели из Рязани всегда показывали хорошие результаты, как на региональном, так и на федеральном уровнях. На территории Рязанской области с 2001 года сформирован один студенческий спасательный отряд на базе Рязанской государственной сельскохозяйственной академии.
Отряд является первым аттестованным студенческим аварийно – спасательным формированием с правом ведения аварийно – спасательных работ.
Сегодня Рязанские спасатели и представители всех подразделений Главного управления МЧС России по Рязанской области довольно уверенно смотрят в будущее. Надежду на лучшее им дают шаги государства в деле укрепления министерства, а со совей стороны сотрудники регионального подразделения готовы и дальше добросовестно, зачастую с риском для жизни обеспечивать защиту и помощь граждан страны граждан от техногенных, природных катастроф и бытовых ситуаций, где может понадобиться их помощь.
Наработанные Главным управлением формы и методы практической деятельности, а также ее организационно-штатная структура, позволили в полной мере выполнять задачи по экстренному реагированию на возникающие чрезвычайные ситуации, обеспечению пожарной безопасности, а также обеспечению эффективной работы и повседневной готовности территориальной подсистемы и звеньев РСЧС в защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.