Святые лики против “красного зверя”

“Богу хвала...”- такими словами начинался девиз пожарных в дореволюционной России. И действительно, невозможно без веры идти навстречу аду. Даже самый закоренелый атеист вспомнит Бога перед огненной стихией.

Испокон веков на Руси православные молились святым защитникам от пожаров, во время беды первыми спасали иконы из пылающих домов, а когда вырвавшийся на волю “красный зверь” начинал неукротимо прыгать с крыши на крышу, только на одних святителей и великомучениц оставалась надежда. И тогда вздымали вверх иконы, священники кропили святой водой, и смилостивившийся Всевышний иногда останавливал ветер и дождем укрощал “геенну огненную”. Считалось, что пожар приходит в дом “за грехи наши”.

Так кто же они - небесные защитники от огня на Руси?

Неопалимая Купина

Эту чудотворную икону издревле считали избавительницей от пожаров. В Библии сказано, что однажды пророку Моисею явился Ангел “...в пламени огня из среды тернового куста и увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает”. Это событие и послужило причиной появления сюжета иконы. На ней изображена Пресвятая Дева Мария с Предвечным Младенцем в центре восьмиугольной звезды, состоящей из двух острых четырех­угольников с вогнутыми концами, из которых один красного цвета, напоминающий огонь объятого пламенем куста купины; другой зеленого цвета, указывающий на естественный цвет купины, который она сохранила, объятая огненным пламенем. По углам красного четырехугольника изображены: человек, лев, телец и орел, как видимые знаки особенностей повествования четырех евангелистов о жизни и учении Божественного и Невещественного огня.

Иконе “Неопалимая Купина” есть особая служба, в заглавии которой сказано: ’’Служба сия поется..., егда кто производит и егда молния бывает страшна”.

До наших дней дошло немало свидетельств помощи этого образа при пожарах. Так, город Славянок сильно страдал от огня, наводившего ужас на его жителей. После написания в 1822 году образа, сразу же после молебна в честь этого события, был обнаружен поджигатель города и пожары прекратились. В благодарность жители устроили для иконы киот и “сребро- вызлащенную ризу”. На киоте сохранилась надпись: “В память 1822 года за спасение города от пожара”.

Владимирская икона Богоматери

Эта икона - одна из самых почитаемых на Руси. Не случайно три раза в год церковь совершает празднество Владимирской иконы Божьей Матери в благодарность за троекратное избавление Отечества от врагов: 21 мая, 23 июня и 26 августа. В начале XII века икона была привезена в Киев из Константинополя. Удиви­тельно, но факт, в каком бы русском городе икона долгое время ни находилась, он, город, становился столицей - Киев, Владимир, Москва. Была она кратковременно и на рязанской земле, но князь Глеб Рязанский сам возвратил ее Владимиру. Защитница русской земли от нашествия ворогов, икона стала и защитницей от главной беды того времени - пожаров. И это не случайно. 13 апреля 1185 года сгорел во Владимире соборный храм. Из всего богатства только Владимирская икона Божьей Матери сохранилась невре­дима. Не тронуло ее и нашествие Батыя в 1237 году. Во время знаменитого пожара в Москве в 1547 году, истребившего почти весь город, храм, где хранилась икона, остался цел.

Для рязанского края знаменателен следующий случай. В 1359 году вступили в рязанские земли полчища “бога войны” Тамерлана и разорили город Елец, но дальше не пошли. По преданию, явилась во сне Тамерлану Богоматерь с армией ангелов с мечами. Переду­мал “железный хромец” после этого идти дальше и повернул обратно. Это событие произошло во время перенесения иконы из Владимира в Москву. В очередной раз спасла Божья Матерь Русь и Рязанское княжество от разорения и пожаров. Может быть, поэтому при создании Рязанского вольного пожарного общества именно Владимирская икона Богоматери стала покровительницей рязанских пожарных, а сам молебен в Рязанском кафедральном соборе весной 1898 года принято считать началом действий Общества.

Православная церковь “доверяла” защиту от огня и другим святым. Одним из них является Никита Новгородский, чей образ “побивающего беса” нередко находят на нательных крестах рязанские археологи в городских слоях XV-XVII веков.

Истинным символом приверженности вековым традициям для московских пожарных был Святой Николай - защитник от огня. На Николин день повсеместно устраивались живописные пожарные парады и смотры.

Для города Рязани его защитником и хранителем является Святитель Василий Рязанский.

И в наши дни, вместе с верой возвращается традиция при бедах и невзгодах обращаться за помощью к православным святым. Так, по свидетельству очевидцев, в 1996 году загорелись леса у села Тамышево Клепиковского района Рязанской области. Ветер гнал огонь на постройки, и тогда вынесли жители икону Богоматери и с крестным ходом обошли с ней вокруг села. Изменился ветер, и не тронул огонь село. А дальше уже всем миром, служилым и штатским, потушили лесной пожар. Все-таки права народная мудрость: “На Бога надейся, а сам не плошай”.

 

Использованы материалы книги «Из истории противопожарной службы Рязанской области. Сборник документов и статей.» Составители: Мельник А.Н., Пономаренко Н.В., Рязань: изд.:ИЦИОМП «М-ПРЕСС», 1999-452с.:ил.