17 июля 2017, 13:35
15148
9 минут

Интервью начальника Главного управления МЧС России по Рязанской области генерал – майора внутренней службы Сергея Ивановича Филиппова в день 90-летия создания органов Государственного пожарного надзора в России

Сергей Иванович, в преддверии юбилейной даты, расскажите об исторической составляющей Государственного пожарного надзора.

Созданию государственного пожарного надзора предшествовал многовековой период накопления опыта в области организации превентивных мер.

Важной вехой в деятельности по охране от пожаров является издание царем Алексеем Михайловичем 30 апреля 1649 года «Наказа о градском благочинии». Уже этот документ содержал правила предупреждения пожаров, обязательные для всех. За их нарушение налагался штраф, а виновник пожара подвергался ссылке.

Дальнейшее развитие пожарной профилактики относится к периоду правления Петра I. Петр хорошо сознавал необходимость постоянного контроля за мерами обеспечения пожарной безопасности со стороны государственных чиновников. Мудрость выдающегося государственного деятеля заключалась в том, что он своими указами пожары предупреждал, а не ограничивался реагированием на уже случившиеся бедствия.

Уже после революции 1917 года, в Советской республике, 17 апреля 1918 года утверждается Декрет «Об организации государственных мер борьбы с огнем», положивший начало единой национальной политике в области пожарной безопасности, в том числе пожарной профилактике.

18 июля 1927 года произошло одно из поворотных событий в истории развития пожарной охраны - в РСФСР утверждено «Положение о государственном пожарном надзоре».  

«Положение» 1927 года — первый документ, оказавший существенное влияние на эффективность всей структуры противопожарной службы, направленной на предупреждение пожаров, защиту жизни и здоровья россиян, а также сохранение материальных и духовных ценностей нашего государства.

Впервые за всю историю Российского государства проблема пожарной безопасности была поднята на уровень национальной, что принесло впечатляющие результаты. Пожарная охрана стала государственной службой с финансированием из бюджета. Возложение ответственности за пожарную безопасность предприятий на их руководителей существенно повысило ответственность и дисциплину среди рабочих и служащих.

 

Как в современной России развивался государственный пожарный надзор? Какие функции возложили на инспекторов пожарного надзора в условиях современной экономики?

Важнейшим этапом в развитии пожарного надзора стал подписанный 21 декабря 1994 года Президентом Российской Федерации Федеральный закон «О пожарной безопасности». В нем излагаются положения о единой системе обеспечения пожарной безопасности, для которой определены полномочия, неотложных мерах в области пожарной безопасности. Однако экономическая обстановка в стране в тот период сдерживала реализацию заложенных в законе положений и норм. Тем не менее, стали развиваться такие виды деятельности, как лицензирование и сертификация услуг.

В дальнейшем Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 года № 1309 Государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации с 1 января 2002 года была преобразована в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Новым уровнем в области технического регулирования по вопросам пожарной безопасности явился Федеральный закон от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». В рамках его реализации принято 237 национальных стандартов и сводов правил добровольного применения, что позволило почти в 10 раз сократить объем ранее существовавшей нормативной базы.

В последние годы были приняты ряд федеральных законов, призванных внести существенный вклад в укрепление пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Российской Федерации.

 

Каких качественных показателей смогли добиться инспектора государственного пожарного надзора за годы существования?

Безусловно, современная система государственного пожарного надзора, постоянно совершенствуясь и развиваясь, претерпела существенные изменения. Многое сделано за это время в целях обеспечения пожарной безопасности нашей страны. Многое предстоит еще сделать.

Количество пожаров и погибших при них людей — самый объективный показатель эффективности деятельности государственного пожарного надзора. Благодаря принятым мерам в Рязанской области сложилась позитивная динамика развития обстановки с пожарами и последствиями от них.

Так, если в 2000 году на территории региона было зарегистрировано 2300 пожаров, то за 2016 год произошло 873 пожара, сократилось и количество погибших соответственно с 224 до 78 человек.

Большая заслуга в этом инспекторов государственного пожарного надзора.

В настоящее время сотрудниками государственного пожарного надзора проводится большая профилактическая работа среди городского и сельского населения, работников предприятий и организаций, на объектах с массовым пребыванием людей Рязанской области по обучению мерам пожарной безопасности, правилам действии в случае возникновения пожара и порядку применения первичных средств пожаротушения, а также вызову подразделений пожарной охраны.

Большая работа проводится в течение всего учебного года, а также в период летних каникул в детских оздоровительных лагерях с учащимися образовательных учреждений региона по привитию навыков пожаробезопасного поведения. Данная работа проводится совместно с работниками Рязанского отделения Всероссийского добровольного пожарного общества, Министерством образования Рязанской области и другими учреждениями.

В своей повседневной деятельности органы государственного пожарного надзора  взаимодействуют с другими организациями и ведомствами. Во-первых, это тесное сотрудничество с испытательной пожарной лабораторией, по проведению экспертиз по административным и уголовным делам, участие в проверках в качестве специалистов, проведение различных испытаний.

Во-вторых, мы так же тесно взаимодействуем и работаем с органами прокуратуры, полиции, службой судебных приставов, ростехнадзором и другими контрольными и надзорными органами региона.

 

В любом деле нельзя без надежных людей, специалистов в своих вопросах. Расскажите, кто стоял у истоков государственного пожарного надзора в Рязанской области? Кто вкладывает свои силы и знания в надзор сегодня?

Хотелось бы отметить, что на разных этапах развития государственного пожарного надзора, в его структурах работали достойные люди, замечательные специалисты.

Существенный вклад в развитие пожарной безопасности на территории региона внесли: Шабуров Михаил Иванович, Ионов Сергей Васильевич, Родин Николай Викторович, Бабич Владимир Александрович и многие другие наши уважаемые ветераны.

Также хочу отметить высокий профессионализм действующих сотрудников управления и территориальных подразделений надзорной деятельности и профилактической работы: Сурина Александра Анатольевича, Жёлтикова Сергея Михайловича, Мордасова Алексея Владимировича, Широкова Вадима Ивановича, Макарова Николая Николаевича, Юдина Григория Анатольевича и многих других.

 

И в завершение, традиционные слова поздравлений всем сотрудникам государственного пожарного надзора, как действующим, так и ветеранам службы.

Уважаемые ветераны, коллеги! Желаю вам не останавливаться на достигнутом, а идти только вперед, чтобы благодаря вашей деятельности последствия от пожаров неуклонно снижались, а сознательность наших граждан и их знания в области пожарной безопасности неуклонно росли!

Крепкого здоровья, счастья, благополучия вам и вашим близким!

С праздником Вас, с 90–ой годовщиной  образования Государственного пожарного надзора!

Эта статья полезна?

Контакты

01 или 101
Единый телефон пожарных и спасателей
8 (4912) 28-04-28.
Приёмная начальника Главного управления
8 (4912) 20-24-90
Единый «телефон доверия»
gu@62.mchs.gov.ru
(не для подачи обращений граждан)